Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
25.05.2018, 13:59
Сайт Захаровой Светланы Вячеславовны
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт реализации психолого-педагогического сопровождения на основе программы семинаров-практикумов "Вместе к успеху!"

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ «ВМЕСТЕ К УСПЕХУ!»

 

   Приоритетным направлением    работы    по    психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса  является  психологическое   просвещение   и  образование:   формирование психологической     культуры,     развитие    психолого-педагогической компетентности.

В рамках  работы    по    психолого-педагогическому сопровождению   в  данном  направлении  была создана  программа  психолого-педагогических семинаров-практикумов «Вместе к успеху!».

Программа  создавалась  для работы с учащимися предпрофильных и профильных классов, затем появилась необходимость задействовать и других участников образовательного  процесса:  учителей, учащихся, стоящих на ВШУ.

Проанализировав свою работу по психопросвещению, мы пришли к выводу, что в нашей школе  просветительская работа охватывалась в основном групповыми формами воздействий-это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, некоторые виды тренингов.

Из имеющихся форм работы ни одна не соответствовала нашей идее об интересном, востребованном и необходимом психопросвещении. Нужно было предложить что-то новое, необходимы новые технологии в работе по психопросвещению. Не лекции, не групповые консультации. Здесь необходимо живое общение!

Одной из таких форм  в нашей программе стал семинар-практикум.

Семинар-практикум – это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. В отличие от индивидуальных и групповых консультаций, данная форма работы эффективна тем, что участники  не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс «добывания» информации. Именно данную форму мы взяли в качестве основы для создания программы «Вместе к успеху!»

Цель программы: увеличить потенциальную способность участников образовательного процесса быть успешными путём включения их в  работу семинаров-практикумов.

Задачи программы:

1.     Стимулирование мотивации достижения успеха

2.     Развитие навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, потенциала для успешной самореализации.

3.     Повышение уровня активности и самостоятельности участников образовательного процесса.

4.     Развитие         психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) участников образовательного процесса

Её содержание нацелено на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:

1.    Адекватная система отношений и общения с окружающими; Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с людьми;

2.    Установки на успешное взаимодействие;

3.    Адекватный уровень притязаний;

4.    Мотивация достижения успеха;

5.    Умение строить жизненные перспективы и т.д.

Тематика  семинаров-практикумов:

1.Я - успешный?!

2.Мотивация успеха

3.Психологический портрет успешного человека

4.Мой жизненный путь. Перспектива успеха

5.Самомененджмент

Формы работы на семинаре-практикуме:

1.    общение в малых группах и общегрупповые дискуссии;

2.    теоретический материал;

3.    практические и психологические упражнения.

Актуальность и новизна программы состоит в том, что в  основе подготовки и проведения семинаров-практикумов заложены базовые принципы интерактивных форм обучения:

1.    переживание опыта в деятельности;

2.    диалогичность;

3.    рефлексия.

Схема: теория – практика – рефлексия

Интерактивная деятельность  предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалога участники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на семинарах-практикумах организуются индивидуальная,  групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В целом, на семинарах задействованы разные интерактивные технологии:


1.     Работа в парах

2.     Карусель

3.     Работа в малых группах

4.     Аквариум

5.     Незаконченное предложение

6.     Мозговой штурм

7.     Броуновское движение

8.     Дерево решений

9.     Суд от своего имени

10.                       Ролевая (деловая) игра

11.                       Метод пресс

12.                       Займи позицию

13.                       Дискуссия

14.                       Дебаты


В семинарах часто используются приемы развития критического мышления, построенные на технологии «Развитие критического мышления»:

1.    Кластеры

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

2.    Дерево предсказаний

 Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 

3.    Синквейн

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

В работу семинаров-практикумов стали вводить кейс-технологии (от английского «case»- случай, ситуация). Они представляют собой группу образовательных технологий, основанных на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов).

 Цель- совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение поставленной проблемы. Кейс-метод является очень гибким, вариативным и способствует развитию креативности и навыков менеджмента. Источники кейсов могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев.

На семинарах-практикумах по программе «Вместе к успеху!» участники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами  создаётся мотивация успеха и формируется психологическая готовность участников к успешной деятельности на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Семинары-практикумы  востребованы, прежде всего, самими участниками, поскольку на каждом занятии  они удовлетворяют свои особые  познавательные и социальные потребности. Эти потребности, можно свести к шести  основным блокам:

·  потребность в общении;

·  потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;

·  потребность в творчестве;

·  потребность в разностороннем развитии;

·  потребность в отдыхе;

·  потребность в успехе, достижении

Для учащихся необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения,  ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи семинары-практикумы дают возможность оптимизировать их познавательно-творческую деятельность, связывают ее определенной социально-психологической организацией, позволяют постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность.

Положительные стороны такой работы очевидны:

– получение участниками  опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в  группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели

Значение такой формы психолого-педагогического сопровождения  школе трудно переоценить. Учащиеся, у которых повышена мотивация достижения успеха, легче адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Думаю, что данный опыт работы будет интересен педагогам-психологам школ.


Категория: Мои статьи | Добавил: психолог (19.04.2011)
Просмотров: 1946 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018